Главная » Методические материалы » Модели ГОУ » Модели государственно - общественного управления в системе образования » МАОУ «Еврогимназия»

МАОУ «Еврогимназия»


   Сегодня развитие института государственно-общественного управления является общемировой тенденцией и в различных странах находится в состоянии динамичного развития. Естественно, в каждой из европейских стран модели школьных советов строятся с учетом культурной и национальной специфики, однако общую тенденцию их развития можно усмотреть во все большем сдвиге «от консультирования и содействия – к принятию решений». Это означает, что начались кардинальные изменения в школе как ведущем социальном институте, представляющем сферу образования. Собственно государственно-административная модель управления школой в современном мире постепенно трансформируется в школу гражданского общества, все более ясно проявляется новый социально-образовательный феномен – «гражданская школа».

 

   Перед образованием ставятся новые задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В чем специфика сегодняшней ситуации?

 

   В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации », как в одном из основополагающих документов, закреплен принцип демократического, государственно-общественного характера управления образованием, а также право обучающихся, их родителей (законных представителей), работников принимать участие в управлении образовательным учреждением. 

 

   Важным стимулом к расширению общественного участия в управлении образованием стал Приоритетный национальный проект «Образование» и реализуемый в его рамках комплексный проект по модернизации региональных систем образования, одним из направлений которого являлось «расширение общественного участия в управлении образованием». В результате реализации этих проектов, а также национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сегодня в большинстве общеобразовательных учреждений созданы Управляющие советы, большинство российских школ ежегодно представляют общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения, в том числе с использованием сети Интернет. На повестку дня ставится вопрос не о необходимости и возможности, а о качестве и эффективности инструментов общественного участия в управлении образованием.

   

   Развитие государственно-общественного управления и информационной открытости в общем образовании заявлено в качестве приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. Вместе с тем, проводимые исследования позволяют выделить следующие основные проблемы в практике расширения общественного участия в управлении образованием:

- инициатива вовлечения общественности в управление на данном этапе исходит преимущественно от "государства", практически воплощается его "представителями" (в лице органов управления различного уровня), что закономерно влечет риск как для динамики и качества процесса внедрения, так и для качества работы созданных органов (формирует стереотип реактивных действий, ожидания инструкций "сверху" и т.п.);

- сохраняется недостаточная активность и заинтересованность общественности в работе органов государственно-общественного управления;

- большинство действующих Управляющих советов пока не освоили заложенную в данной модели роль органа стратегического управления и поэтому воспроизводят в своей работе подходы, характерные для традиционной модели школьных советов и родительских комитетов;

- возможности для реализации Управляющими советами стратегического подхода к управлению школой ограничиваются недостаточной финансово-хозяйственной самостоятельностью школы.

 

   Решение проблем на пути формирования системы государственно-общественного управления образовательным учреждением невозможно без повышения уровня квалификации участников образовательного процесса, которое не должно быть ограничено решением задач просвещения в этой области, но предполагает освоение методов и технологий, развитие компетенций, обеспечивающих качество и эффективность государственно-общественного управления образованием Для целенаправленной работы по управлению ОУ, повышению его уровня развития требуется грамотная, научная организация системы государственно-общественного управления, на данный момент это можно обозначить, как стратегическое направление развития современной школы.

 

   Можно выделить следующие три основных взгляда на то, зачем, с какой целью вводится государственно-общественное управление образовательным учреждением:

- социально-политический, суть которого состоит в том, что участие общественности в управлении образованием необходимо в силу общих процессов демократизации общества;

- педагогический, где акцент делается на воспитании гражданских качеств,

необходимых для жизни в демократическом обществе (гражданского самосознания, навыков социальной активности, понимания устройства общественного управления, мотивации и навыков принятия решений и т.д.);

- профессионально-управленческий, который заключается в том, что государственно-общественное управление необходимо для повышения эффективности управления современной системой образования, признавая, что есть ряд задач управления, которые на данном этапе модернизации образования решить без привлечения общественности либо невозможно, либо трудно.

 

   Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для обучающихся (воспитанников).

 

 

Опрос

Произошло ли в Вашем ОУ улучшение условий для получения современного качественного общего образования?
Ответить
Время выполнения php скрипта: 0.0037 секунд